Бывают такие редкие случаи, когда о фильме почти невозможно сказать
что-нибудь человеческими словами. Можно сказать только «ОЙ». Или «АЙ».
Или что-нибудь нецензурное. Или, скажем, «хрю» — вполне адекватная
реакция в некоторых случаях. С «Тарасом Бульбой» дело обстоит примерно
так — после него правда решительно неясно, что именно делать,
то ли хвататься за голову, то ли плясать вприсядку и ходить колесом.
К фигуре Владимира Бортко принято относиться с почтением, хотя
бы за практически бессмертное «Собачье сердце» — которое, напомню,
случилось уже два десятилетия назад. С более же поздними работами
мастера, хотя бы с недавними телевизионными «Мастером и Маргаритой»,
всё было далеко не так, эм, бесспорно. В «Тарасе Бульбе» Бортко и вовсе
пускается на совершенно изумительный маневр — пытается насильно загнать
вольного, непредсказуемого, взрывного гоголевского героя в тесные рамки
духоподъемного христианско-патриотического эпоса о величии земли
русской. Герой упрямо сопротивляется, от чего идея эпоса разваливается
на кусочки. Но идти на попятный поздно — духоподъемные реплики уже
написаны, Сергей Безруков уже начитал закадровый текст, исполненный
какой-то почти невыносимой задушевности (момент, когда он без всякого
предупреждения вступает вдруг минут через 20 после начала фильма — один
из самых страшных), актёры изготовились трагически погибать за мать
землю русскую. И вот тут-то начинается форменное «кто не спрятался,
я не виноват».
Примерно половина фильма состоит из сцен, как кто-то скачет куда-то
на конях — причём далеко не всегда удаётся понять, куда. Богдан Ступка
весь фильм (за исключением буквально пары-тройки реплик, попавших
в конечный вариант, видимо, по чьему-то преступному недосмотру)
функционирует в режиме партийного работника, яро и с чётким осознанием
своей исторической миссии призывающего профсоюз рабочих немедленно
присоединиться к делу социалистической революции. Бориса Хмельницкого
и Михаила Боярского позвали, кажется, исключительно для того, чтобы
периодически повторять за кем-нибудь реплики зычным хриплым басом.
Время от времени повторяется чёрно-белый флэшбек, показывающий так
до конца и не ясно что. В середине фильм чуть ли не на час
проваливается в натуральную дыру в действии. Ничего не происходит,
казаки сидят под стенами осажденного города, жители города доедают
последнюю лошадь, зрители встревожено ёрзают в кресле. Потом, наконец,
вслед за хрестоматийным «Я тебя породил, я тебя и убью» начинается
битва — и вот уже пять человек подряд, умирая, успевают прочитать
по небольшому монологу, непременно заканчивающемуся словами «священная
русская земля» и ласковым поглаживанием почвы. Чуть позже, уже
на Варшавской площади сладострастно, чуть ли не в стиле «Страстей
Христовых», пытают Вдовиченкова — Ступка, приехавший в Варшаву тайком
на дне воза с кирпичами, наблюдает за этим, будучи в белоснежном
жабо. В финале Тарас несколько минут даёт наказы своим товарищам прямо
из пылающего вокруг него костра — причём он в этот момент высоко
на холме, они у его подножья, но все друг друга прекрасно слышат.
Каждые несколько минут вступает музыка Игоря Корнелюка.
Снято всё это как-то предельно буднично и неспешно, будто перед нами
разворачивается не дорогостоящая (несколько неочевидным образом —
разглядеть в фильме весь тот бюджет, которым хвастаются создатели,
не получается никак, хоть тресни) реконструкция исторических событий,
а, не знаю, выезд дома престарелых на шашлыки. Спасительная мысль —
нет, так не бывает на самом деле, они всё это не всерьёз, не взаправду,
не могут же взрослые и вменяемые люди делать подобные вещи,
не граничащие с, а уже откровенно сваливающиеся в какой-то горячечный
абсурд, от чистого сердца - умирает вместе с третьим, кажется, казаком,
помянувшим перед смертью русскую землю. Это, кстати, был Боярский. |